Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Мулик_А_Б_Ред_Физиология_адаптации_Материалы_1_й_Всероссийской_научно.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.89 Mб
Скачать

Литература

  1. Кулкыбаев А.Г. Медицинские аспекты экологии. – Алматы «Галым», Караганда. – 1995. – с. 160

  2. Суржиков В. Д., Суржиков Д. В. Оценка и управление риском для здоровья от многокомпонентного загрязнения окружающей среды крупного центра металлургии // Гигиена и санитария. – 2006. - №5. – с. 32-35

  3. Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т.Ю., Дьячкова Н.Г. и др.Динамика физического развития и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария 1986. №4 с.18-20

  4. Гребняк Н.П. Умственная работоспособность гимназистов и лицеистов в процессе учебной деятельности. – Донецк: «ООО Лебедь», 2000. – 214с.

  5. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина.–Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. – 560с

  6. Горшков С. И., Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. — М., 1974.

Особенности вокально-речевого развития детей в условиях семьи и Дома ребенка

О.В. Фролова

Санкт-Петербургский государственный университет

Настоящее исследование направлено на определение показателей, характеризующих нормативное вокально-речевое взаимодействие в диаде мать-ребенок на протяжении первого года жизни ребенка, а также выявление особенностей вокально-речевого развития детей с лёгкими неврологическими заболеваниями и детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Объектом исследования были 17 диад мать-ребенок и 25 детей, воспитывающихся в Доме ребенка. 10 детей, воспитывающихся в семьях, были здоровы по заключению невропатолога и составляли контрольную группу. 7 детей, воспитывающихся в семьях, имели диагноз «перинатальная энцефалопатия лёгкой степени» (шифр заболевания Р.91.8 по Международной классификации болезней) и составляли группу риска. Дети из Дома ребенка имели диагноз «смешанные специфические расстройства развития» (F83 по Международной классификации болезней) и были отнесены к группе депривации.

Проведена аудио и видеозапись взаимодействия в диадах мать-ребенок для детей контрольной группы и группы риска в ситуациях естественного взаимодействия в домашних условиях. Длительность сессии записи варьировала от 20 до 60 минут, в зависимости от состояния ребенка и желания матери. Каждый ребенок был зарегистрирован в возрасте 3, 6, 9, 12 месяцев (лонгитюд).

Для детей группы депривации осуществляли аудио и видеозапись взаимодействия в парах экспериментатор-ребенок на протяжении 2-35 минут. Длительность сессии записи варьировала в зависимости от эмоционального состоянии ребенка и рекомендаций сотрудников Дома ребенка. Каждый ребенок был зарегистрирован 1-3 раза, далее дети разделялись на 4 возрастные подгруппы, средний возраст в которых составлял 3, 6, 9, 12 месяцев.

В работе были использованы методы: перцептивного анализа (описание детских звуков буквами русского языка аудиторами-носителями языка), фонетического анализа (описание звуков детей символами Международного фонетического алфавита), акустического анализа (анализ спектральных и временных характеристик материнской речи и вокализаций детей). Дополнительно применяли поведенческий метод (анализ видеозаписей) и метод анкетирования: опросники KID и RCDI, предоставленные Институтом Раннего вмешательства Санкт-Петербурга, для определения уровня развития ребенка; социологическая анкета; тест PARI для оценки особенностей родительско-детских отношений.

В контрольной группе во все изученные возрастные срезы зарегистрировано больше спокойных вокализаций, чем в группе депривации. В возрасте 12 месяцев дети группы депривации продуцировали меньше спокойных вокализаций, чем дети группы риска.

Во всех изучаемых группах были зарегистрированы имитационные вокализации. К имитационным относили вокализации, которые отвечали следующему критерию: звуки произнесены ребенком в ситуации взаимодействия, когда внимание ребенка привлечено к лицу матери (в возрасте 3 месяца) или к игрушке (с 6 месячного возраста); детская вокализация перцептивно описывалась как сходная по интонации и/или по звучанию с материнским словом, ударным гласным из слова, была первой в последовательности детских вокализаций; пауза между имитируемым и имитационным звуком составляла не менее 500 мс.

В возрасте детей 3 месяца не выявлено значимых различий по частоте имитационных вокализаций между изученными группами детей (медианные значения для контрольной группы и группы риска - 0,17 имитационных вокализаций в минуту, для группы депривации – 0,12). Тенденция к уменьшению частоты имитационных вокализаций к 6-ти месячному возрасту выявлена во всех группах (медианные значения для контрольной группы 0,07; группы риска - 0,06; группы депривации - 0). В группе депривации в возрасте 6, 9, 12 месяцев были зарегистрированы единичные случаи имитации (медианные значения равны 0). В контрольной группе к 9 месяцам дети имитировали материнские звуки значительно чаще (p<0.05, критерий Манн-Уитни), чем дети группы риска (медианные значения для контрольной группы 0,18, для группы риска - 0,06). В возрасте 12 месяцев значимых различий по данному показателю между контрольной группой и группой риска не выявлено (медианные значения для контрольной группы 0,26, для группы риска - 0,15).

С увеличением возраста детей во всех группах установлена тенденция к повышению количества имитационных вокализаций, в которых аудиторы однозначно (с вероятностью 0.75) определяли гласные или согласные звуки русского языка. В группе риска значимо (p<0.05, критерий Краскелла-Уоллиса) увеличилось количество однозначно описанных аудиторами имитационных вокализаций - с 3 месяца жизни детей (12% имитационных вокализаций) к 12 месяцу жизни (50% имитационных вокализаций). В контрольной группе в возрасте детей 3 месяца аудиторами было однозначно описано 36% имитационных вокализаций, в 12 месяцев – 50%.

В имитационных вокализациях детей группы депривации аудиторы распознали только 2 звука [a] у 2 детей в возрасте 10 и 11 месяцев. В имитационных вокализациях трёх и шестимесячных детей контрольной группы и группы риска аудиторы также преимущественно распознавали гласный [а], и единичные [у], [э], [и]. В возрасте детей 9 и 12 месяцев аудиторы распознавали в имитационных вокализациях детей контрольной группы и группы риска согласные звуки (7 согласных в контрольной группе и 4 согласных в группе риска).

В материнской речи, обращенной детям, воспитывающимся в семьях, было описано 3 типа высказываний: 1) одиночно произнесённые слова – 1 тип, 2) высказывания, содержащие «выделенное слово», которое характеризовалось одновременным повышением частоты основного тона и удлинением ударного гласного по сравнению с другими словами в высказывании – 2 тип, 3) высказывания, состоящие из более, чем 1 слова, не содержащие «выделенного слова».

В возрасте детей 3 месяца в материнской речи все типы высказываний были представлены в равном количестве: в контрольной группе - 36% высказываний 1типа, 27% - 2 типа и 37% - 3 типа; в группе риска - 40% высказываний 1 типа, 26% - 2 типа, 34% - 3 типа. В возрасте детей 12 месяцев в материнской речи преобладают высказывания 3 типа: 55% в контрольной группе, 48% - в группе риска.

Дети контрольной группы и группы риска в возрасте 3 месяца преимущественно продуцируют имитационные вокализации в ответ на материнские высказывания 1 типа. Так 81% высказываний, имитируемых трёхмесячными детьми контрольной группы и 79 % высказываний, имитируемых трёхмесячными детьми группы риска, состоят из 1 слова.

4% высказываний, имитируемых трёхмесячными детьми контрольной группы и 7% высказываний, имитируемых трёхмесячными детьми группы риска, относились к 3 типу.

Для детей контрольной группы выявлено значимое увеличение количества материнских высказываний 3 типа, имитируемых детьми, с 3 месяцев к 12 месяцам (p<0.05, критерий Краскелла-Уоллиса). Подобная тенденция была установлена и для группы риска. В возрасте 12 месяцев дети контрольной группы продуцировали имитационные вокализации в ответ на материнские высказывания 3 типа в 29% случаев, дети группы риска – в 31% случаев. Дети группы депривации продуцировали имитационные вокализации только в ответ на высказывания экспериментатора 1 и 2 типа.

Уровень вокально-речевого развития 12-ти месячных детей, определённый по звуковому составу лепета (на основании данных фонетического анализа) и количеству первых слов в репертуаре ребенка, значимо не различался в группе риска и контрольной группе. В группе депривации дети лепетали реже, звуковой состав лепета был менее разнообразным, чем у «домашних» детей. В репертуаре детей группы депривации не было зарегистрировано слов.

Как в контрольной группе, так и в группе риска, были установлены индивидуальные различия между детьми по количеству слов в репертуаре ребенка в 12 месяцев (дети произносили от 1 до 21 слова). Эти данные позволили поставить вопрос о том, какие показатели вокально-речевого взаимодействия в диаде мать-ребенок в возрасте 3, 6, 9 месяцев могут быть связаны с количеством слов в репертуаре 12-месячного ребенка.

Была выявлена прямая корреляция между количеством слов в репертуаре ребенка в возрате 12 мес и количеством высказываний 3 типа в материнской речи в возрасте детей 6 месяцев (r=0.6491, p=0.0120, критерий Спирмана). Установлена прямая корреляция между количеством слов в репертуаре ребенка в 12 мес и частотой имитации матерью детских звуков для диад контрольной группы в возрасте детей 9 месяцев (r=0,7353 p=0,0311), для диад группы риска в возрасте детей 6 месяцев (r=0,9276 p=0,0167).

Таким образом, дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, отличаются от детей, воспитывающихся в условиях семьи по всем изученным показателям в возрастные срезы 6, 9, 12 месяцев. Дети с лёгкими неврологическими расстройствами, воспитывающиеся в условиях семьи, по уровню вокально-речевого развития в 12-месячном возрасте значимо не отличаются от выборки здоровых детей. Наиболее значительные различия между «домашними» детьми с разным неврологическим статусом выявлены в возрастной динамике частоты проявления, перцептивных и акустических характеристик имитационных вокализаций. Частота повторения матерью детских вокализаций в возрастные срезы 6, 9 месяцев – значимый показатель, связанный с количеством первых слов в репертуаре 12-ти месячного ребенка.