Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Судебная медицина / Судебно_медицинское_исследование_повреждений_рубящими_орудиями

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.44 Mб
Скачать

В случаях ранений орудиями с длинным лезвием (шашка, палаш) повреждение образуется только по этому типу — кли­ новидное действие в углах ран не проявляется;

б) топор погрузился в рану носком (или пяткой) так, что противоположный конец лезвия остался свободнымПри этом, в том углу, который соответствует погрузившемуся но-

Рис. 3. Схема трех основных типов положений

топора при образовании рубленых ран (объясне-

нение в тексте).

ску или пятке, сказывается клиновидное действие топора, что приводит к образованию дополнительных надрывов. Особенно сильное давление на кожу оказывают ребра, образуемые соединением боковых и верхних, боковых и нижних поверх­ ностей клина топора. Чем глубже вошел в рану топор, тем больше давление и дополнительные надрывы;

ь) топор погрузился в рану всем лезвием (и носком и пяткой), что возможно только при сильных ударах и встреча­ ется редко. Клиновидное действие проявляется в обоих углах. 30

раны, причем тем больше, чем глубже погрузилось в ткани полотно топора.

Следует отметить, что возрастание степени клиновидного действия имеет свои пределыБольшинство топоров устроено таким образом, что ширина полотна, по мере приближения к обуху, становится все меньшей. Поэтому по мере увеличения толщины полотна топора место наибольшего клиновидного действия постепенно перемещается от угла к середине раны и компенсируется расхождением ее краев.

Таким образом, особенности углов рубленых ран находят­ ся в зависимости от положения орудия в момент удара. Опре­ деленную роль играют и другие факторы, в частности, устрой­ ство самого орудия, наличие костной подкладки и т. д. Одна­ ко положение орудия является среди них первостепенным.

Изучая особенности углов рубленых ран, мы не ограничи­ вались их макроскопическим изучением, но прибегали к помо­ щи лупы и стереомикроскопа. Во всех экспериментальных и практических случаях область углов ран вырезалась и из по­ лученных кусочков после фиксации в формалине приготовля­ лись срезы на замораживающем микротоме. Срезы делались плоскостные, параллельно поверхности кожи, различной глу­ бины, после чего окрашивались гематоксилин-эозином, на эластические волокна по Вейгерту и на соединительную ткань по Ван-Гизон.

Удалось выяснить следующее:

Острыми выглядели только те концы ран, где лезвие ру­ бящего орудия оставалось свободным, выходило за пределы раны. Лишь в редких случаях углы рубленых ран были так остры, как углы резаных или острые углы колото-резаных ран. Такую высокую степень остроты углов мы наблюдали только при ударах остро заточенными топорами. Чаще все­ го эти углы были несколько закругленными, или даже П-об- разными, однако, отсутствие дополнительных надрывов поз­ волило считать их острыми. Степень же остроты концов раны различна и зависела от характера (острое или тупое) лезвия. При сравнительно тупых топорах вид этих углов напоминал углы при колото-резаных ранах со стороны узкого обушка ножа (С. П. Прибылева — 1954, 1956, В. Я. Карякин — 1955, Н. А. Цветаева— 1955). Дополнительных надрывов при этом никогда не наблюдалось. Особенности углов были наиболее хорошо видны с помощью малого увеличения стереомикро­ скопа.

<3ь Важным признаком, отличающим острые утлы рубленых ран от резаных, являлись тканевые перемычки. Лезвие рубя­ щего орудия погружается в рану вначале (и в большей сте­ пени) своей средней частью и поэтому ткани повреждаются тем больше, чем ближе к центру раны они расположены. Если у вершины угла ( у конца раны) был рассечен только

31

эпидермис, то дальше повреждалась часть дермы, а еще да­ лее рана выходила за пределы кожи. Это постепенное углуб­ ление раны и приводило к образованию перемычек.

Мы уже упоминали об отсутствии надрывов, отходящих в сторону от острых концов рубленых ран. При невниматель­ ном осмотре за такой надрыв можно принять сам острый конец, если он в силу эластичности кожи направлен в сто­ рону.

Необходимо сказать и еще об одной возможности. В практике встречается значительно чаще, чем это можно предполагать, что повторный удар топором приходится на то место, где уже имеется ранее образованная рубленая рана. В подобных случаях на коже может образоваться только одна рана, а это позволит эксперту считать, что был нанесен только один удар. Истину позволяют установить от­ ветвления, отходящие в сторону от основной раны. Эти ответ­ вления несколько похожи на дополнительные надрывы, но го­ раздо больше их, достигают нескольких сантиметров в дли­ ну. Еще раз на данном вопросе мы остановимся ниже, говоря об установлении числа и последовательности ударов.

В тех случаях, когда лезвие топора погружалось в рану не круто, а полого, на коже можно было обнаружить вдав­ ленную полоску, являющуюся продолжением раны. В этом месте лезвие, не повреждая эпидермиса, с силой сдавило его, оставив свой отпечаток. На поперечных гистологических срезах это вдавление, выходящее за пределы раны, было хо­ рошо видно.

Наилучшими условиями для образования «вдавлений» являлось нанесение удара по мягким тканям, составляющим значительный слой. Иногда это поверхностное повреждение (при экспериментах) было незаметным сразу после нанесе­ ния и лишь стереомикроскопия, или же осмотр с помощью лупы его выявляли. Через некоторое время после высыха­ ния «след-вдавление» — полоска повреждения эпидермиса — становился заметным.

На рис. 4. представлены повреждения, возникшие от од­ ного удара. В тех местах, где близко к коже подлежала кость, образовались раны. Между ними, где кости не было, имелся лишь «с л е д^в д а в л ен и е».

В одном случае наблюдались множественные удары по голове, которые вызвали перелом костей черепа, сопровож­ давшийся западением большого участка. Попадавшие на этот участок последующие удары образовали здесь «следывдавления», а не полные разрубы.

Исследование гистологических препаратов, приготовлен­ ных из срезов, параллельных поверхности кожи, представля­ ло дополнительные возможности для отличения острых углов при действии затупленных орудий от углов с незначительны-

32

ми надрывами кожи. На этих срезах форма углов была осо­ бенно хороню видна. Степень их остроты была различной. Иногда встречались П-образные или закругленные углы. Пучки эластических и коллагеновых волокон пересекались различно: более ровно при острых орудиях, с разволокнением и неравномерностью концов — при затупленных лезвиях. В некоторых случаях нам удалось наблюдать «кольцо отжи­ ма» эластических и коллагеновых волокон, как бы окружаю­ щее острый угол. Это кольцо, очевидно, образовалось в ре­ зультате сдавления волокон закругленным и затупленным лезвием и было сходно с «зоной сгущения», описанной Н. А. Цветаевой (1955) при изучении повреждений колющими орудиями (рис. 5).

Если в рану войдет только край носка или пятки топора и клиновидное действие еще не проявится, то ее конец не будет иметь надрывов. Однако он станет закругленным или же П-образным и не будет отличаться от угла, образованно­ го затупленным лезвием при свободных носке или пятке.

Для концов рубленой раны характерно наличие дополни­ тельных надрывов от действия носка или пятки топора. Их выраженность зависит от того, насколько глубоко вошел топор в рану и, следовательно, насколько велико было клиновидное действие.

Как правило, таких надрывов макроскопически и даже микроскопически можно увидеть немного — один или два. Наши наблюдения делились в этом отношении на три груп­ пы:

1) от угла раны отходит один надрыв, являющийся по своему направлению продолжением раны;

2)от угла раны отходит один надрыв, расположенный поперечно или почти поперечно по отношению к ее длиннику;

3)от угла раны отходят два надрыва, иногда придающие ей Т-образную форму.

Эти основные типы углов можно хорошо видеть на рис. 6, где каждая из ран имеет один острый конец, в то время как другой обладает дополнительными надрывами. Дополни­ тельные надрывы особенно хорошо видны на свежих ранах. В дальнейшем они маскируются процессами высыхания, ко­ торые несколько деформируют углы ран, и корочками за­ сохшей крови. Если остричь волосы вокруг повреждения, обмыть и размочить края раны, наложив на нее мокрую ва­ ту, надрывы вновь становятся заметны.

Хороших результатов можно достичь, изучая поврежде­ ния с помощью стереомикроскопа, так как при этом лучше видны детали каждого надрыва. Края надрывов извилисты, длина их достигает 0,5 см. Иногда края надрывов лишены осаднения, иногда же такое осаднение,резко выражено. Оно,

3 И. В. Скошга

оо

Рис. 5. Микрофото. Закругленный острый конец (угол) рубленой раны. По краю видно «кольцо отжима» в виде сгущения коллагеновых и эластических волокон.

очевидно, появляется от действия на кожу верхней или ниж­ ней грани топора. Особенно часто осаднения нам пришлось наблюдать при экспериментальных повреждениях топорами, имеющими клин, лишь незначительно суживающийся по на­ правлению к обуху (см. рис. 7). В этом отношении нельзя согласиться с А. Веркгартнером (1938), который считает. что длине полосок и осаднения по краю раны соответствует

Рис. 6. Варианты дополнительных надрывов кожи в углах рубленых ран, соответствующих месту погружения носка или пятки топора.

длина повреждающей части орудия, в то время как на краях дополнительных разрывов ссадин не бывает (правда, относя это к действию тупых орудий с гранями). Ссадины всегда возможны, если кожа соприкасается с орудием, и отсутству­ ют только тогда, когда разрыв происходит от натяжения со­ седнего участка.

Дополнительные надрывы по преимуществу отходят не­ посредственно от конца рубленой раны, однако, в ряде слу­ чаев они располагаются вблизи от угла, при этом надрывы от самого угла могут и отсутствовать. При стереомикроскопии удается видеть, что дополнительные надрывы иногда разветвляются. Кроме того при больших увеличениях мож- 3*

но заметить, помимо основных, и мелкие надрывы, которые похожи на обычные неровности.

Детальное изучение дополнительных надрывов, соответ­ ствующих стороне погружения носка или пятки топора, мо­ жет быть проведено с помощью исследования плоскостных гистологических срезов. Приготовляя их, мы пользовались уже описанной выше методикой.

Рис. 7. Осаднение по краю дополнительных надрывов, отходящих от конца рубленой раны.

При микроскопии были видны надрывы, отходящие от угла в стороны. Если пучки эластических и коллагеновых волокон соответственно краю разруба пересекаются в попе­ речном направлении, то при надрывах они преимущественно раздвигаются и разрываются со значительным разволокнением. Этим и следует объяснить извилистость краев надры­ вов.

Гистологическое исследование позволяет обнаружить мел­ кие надрывы, которые часто сопровождают более крупные и остаются незамеченными при макроскопическом и даже стереомикроскопическом изучении. Сравнением срезов различ­ ной глубины было установлено, что в более поверхностных срезах число и выраженность надрывов больше, чем в глу­ боких. Поэтому для практических целей следует подвергать исследованию по возможности более поверхностные срезы.

Гистологическое исследование по четкости своих резуль-

36

татов мало уступает стереомикроекопии и поэтому может быть рекомендовано в наиболее сложных случаях, как;дополнительный метод, для выявления отличия между • угла­ ми, образованными носком (пяткой) или лезвием топора.

Срезы необходимо готовить достаточно толстые — 20— 30 микрон для того, чтобы разрывы самого среза в процес­ се его приготовления не принять за дополнительный надрыв. При дифференциальной диагностике надо помнить и о том, что отдельные комплексы волосяных луковиц при обработке могут отделиться и образовавшаяся вокруг них щель может быть принята за дополнительный надрыв.

Форма и размеры рубленых ран

Так как рубленая рана отражает форму орудия, которое представляет собой правильный клин, то и повреждение мяг­ ких тканей располагается в одной плоскости. Еще Н. И. Пи­ рогов (1865) писал, что рубленая рана имеет вид открытого сверху желоба и представляет собой как бы слепок клинка. Однако форма повреждения кожных покровов меняется в за­ висимости от очертаний раненой части тела и угла, под ко­ торым был нанесен удар.

Если удар пришелся по более или менее плоской поверх­ ности, то независимо от того, под каким углом он нанесен, рана будет прямолинейной, так как она отражает форму по­ вреждающей части лезвия.

В тех случаях, когда округлая часть тела ранена перпен­ дикулярным ударом, рана будет также прямолинейна, од­ нако удары под углом повлекут за собой образование дуго­ образной раны. Чем под большим углом наносится удар, тем более крутой делается дуга кожного повреждения и тем более подвижным становится лоскут тканей, расположенных внутри этой дуги. В некоторых случаях отсекается кусок, включающий в себя не только мягкие ткани, но даже й часть кости.

Эти данные в основном совпадают с теми сведениями, которые мы обнаружили в литературе. О двух основных — клиновидной и лоскутной — формах рубленых ран говорят К. А. Нижегородцев (1928), А. Веркгартнер (1940), А. Тео­ доров (1950), Б. Мюллер (1953) и другие. При этом обычно подчеркивается сходство рубленых ран с резаными. Однако рубленые раны в подавляющем большинстве случаев распо­ лагаются в одной плоскости, независимо от степени кривиз­ ны кожных краев раны.(Что касается резаных ран, то, если орудие встретило на своем пути препятствие, например, кость — оно меняет направление своего движения; профиль раны в этом случае не находится в одной плоскости.

Что касается зависимости между положением рубящего

37

орудия при ударе, его 'величиной и размерами ран, то этот вопрос освещен еще недостаточно.

Длина раны зависит не от длины всего лезвия, а только от, размеров его повреждающей части. Не говоря об орудиях с весьма длинным лезвием (шашки, палаши и т. п.), кото­ рые никогда не участвуют полностью в рассечении тканей, так как превосходят размеры разрубаемых частей, даже сравнительно небольшие орудия — топоры и пр. обычно дей­ ствуют не всем лезвием, а лишь его частью. Как мы уже от­ мечали выше, рубленые раны располагаются преимуществен­ но на голове, размеры и форма которой препятствуют по­ гружению в рану всего лезвия.

При экспериментах с обычными топорами нам ни разу не удалось нанести удар таким образом, чтобы в рану по­ грузились одновременно и носок и пятка орудия. В секцион­ ных случаях такие ранения также не встречались, очевидно потому, что для этого необходим чрезвычайно сильный от­ весный удар, нанесенный в середину поражаемой части. Од­ нако возможность такого ранения следует иметь в виду.

Из сказанного вытекает, что одним и тем же рубящим орудием,, например топором, можно причинить раны различ­ ной длины. Примером того служат повреждения на рис. 6. Все они, несмотря на то, что нанесены одним топором, име­ ют разные размеры.

, В судебномедицинской литературе расстояние от носка топора до его пятки обозначается чаще всего, как «длина лезвия», что является неверным, так как не соответствует технической терминологии. Мы будем пользоваться в даль­ нейшем правильным термином «ширина лезвия».

В зависимости от степени погружения орудия в рану можно:.различать три варианта соотношения между длиной раны и шириной лезвия.

г Для;иллюстрации используем схему на рис. 3:

,а) топор погрузился в рану таким образом, что носок и пятка остались свободными. При этом положении длина раны меньше .ширины лезвия;

б) топор погрузился в рану носком или пяткой — в ее образовании приняла участие только часть лезвия. При этом положении длина раны также меньше ширины лезвия;

в) топор полностью (и носком и пяткой) погрузился в рану. При этом положении длина раны соответствует шири­ не лезвия.

1 Особенно большое значение для судебномедицинской практики имеет, если можно так выразиться, обратная зави­ симость. Так как свойства углов рубленой раны позволяют установить, в каком из трех вышеуказанных положений на­ ходилось, орудие, то и длина повреждения позволяет судить о ширине лезвия топора. Более подробно об этом мы будем

38

говорить ниже в главе V; сейчас же ограничимся лишь ос­ новными положениями.

Если оба угла раны имеют дополнительные надрывы, то это означает, что топор имел ширину лезвия, соответствую­ щую длине раны. При других вариантах (оба угла острые, или один с надрывами при втором остром) можно сказать, что топор имел лезвие не меньше, чем длина раны и тем

самым зачастую отвергнуть некоторые экземпляры из числа возможных орудий.

Правильность дачного положения подтверждается тем, что рубящее орудие (то­ пор) при ударе перемещает­ ся перпендикулярно по отно­ шению к своему лезвию. Элементы влечения вдоль, т. е. резания при ударах ру­ бящим орудием исключают­ сяПоэтому путь, пройден­ ный им в тканях, является проекцией ширины той части лезвия, которая участвовала в разрубе.

Из

вышеуказанного пра­

 

 

 

 

 

 

 

вила имеется и исключение.

 

 

 

 

 

 

 

Топор в конце удара может

 

 

 

 

 

 

 

оказаться

погруженным в

 

 

 

 

 

 

 

рану одним носком или пят­

 

 

 

 

 

 

 

кой таким образом, что лез­

 

 

 

 

 

 

 

вие

будет

круто

уходить

Ри с -

8. Схема

возможного положения

вглубь

(рис.

8 ) . При Э Т О М

топора, при

котором

длина

раны

_ „

_ _

-

'

r

(АВ)

несколько

превышает

размеры

длина раны будет несколь-

n 0 B p ; e > r a m e f t

части

лезвия

(СВ)

ко

больше

повреждающей

 

(Объяснение в

тексте),

 

части лезвия. Однако подоб­

 

 

 

 

 

 

 

ные

случаи

редки,

так как

обычно удар

топором

наносит­

ся не касательный, а прямой; кроме того форма раневого канала и следы скольжения лезвия на костях всегда укажут направление движения орудия, позволяя сделать необходи­ мую поправку.

Что касается ширины рубленой раны, то она определяет­ ся лишь степенью зияния, которое изменяется в зависимости от локализации и глубины повреждения. В частности, зияние ран головы больше в тех случаях, когда поврежден сухожиль­ ный шлем, при поперечном пересечении мышц повреждения также значительно зияют. В этом отношении наши наблюде­ ния подтверждают данные А. С. Ипнатовского (1910) и Е. Т. Боковой (1951).

39